v Включить версию для слабовидящих
 

ДОУ №65

Усти на Лабе,8а

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Слуховое внимание – это умение сосредотачиваться на звуке, очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки,           но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

 

         “Отгадай, что звучит”. 
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

                        “Солнце или дождик”. 
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен           и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

                        “Разговор шепотом”. 
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

                        “Посмотрим, кто говорит”. 
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

                        “Слышим звон и знаем, где он”. 
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

                        “Подскажи словечко”. Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку         на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

                        “Маленький учитель”. 
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего                и подготовительного к школе возраста.

 

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

                        “Услышишь – хлопни”. 
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

                        “Внимательный слушатель”. 
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина              или конец слова).

                        “Нужное слово”. 
По заданию взрослого дети произносят слова                    с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

                        “Зоркий глаз”. 
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место           в слове.

                        “Сложи звук”. 
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

                        “Скажи наоборот”. 
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развивая фонематический слух ребенка, следует помнить:

 

                        Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук         на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.

                        Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже),          при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

                        Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость                и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок              и проверяются рукой, положенной на горло.

                        Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

                        Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

                        Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.        

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

 

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Какой у вас хостинг?

Платный (4)
Бесплатный (4)
Собственный (1)

Нет материалов для отображения